Классификация лодок

Существует множество типов судов с различными комбинациями корпуса и моторов.
Шлюпки
Общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
Рибы
Маломерное судно (моторная лодка или катер), имеющая прочный и жёсткий корпус и расположенный по периметру верхней части надводного борта (у планширя) надувной баллон. Жёстко-корпусная надувная лодка является дальнейшим усовершенствованием обычной надувной лодки. Лодки такой конструкции имеют большую остойчивость. Надувной баллон (краг) даёт большой запас плавучести и позволяет судну оставаться на плаву, даже если в лодку попадёт большое количество воды, например, из-за плохих погодных условий.
Спортивные
Основной задачей этих катеров являются водно-моторные соревнования на открытой воде. Для спортивных катеров характерна большая скорость и маневренность. Эти характеристики успешно достигаются благодаря надводным бортам, довольно широким корпусом и отличной защитой от водных брызг.
Прогулочные
Эти катера предоставляют возможность путешествовать круглый год в комфортабельных условиях: уютные каюты с мебелью, специально оборудованная кухня и кают-компания. На данном катере всегда приятно провести семейный отпуск.
Рыболовные
Эти катера не предназначены для отдыха с семьей, а предусмотрены для рыбаков, которые преследуют косяки рыб в море и реках. Рыболовных катеров множество видов и у них нет таких удобств, как на комфортабельных катерах. На рыболовные катера устанавливают достаточно мощные двигатели, которые развивают скорость необходимую для погони за рыбой. Эта группа катеров также оборудуется специальными держателями для рыболовных снастей и хранилищем для выловленной рыбы.
Круизные
Это судно, совершающее туристический рейс (как правило международный при морских круизах или внутри одной страны при круизах по внутренним водным путям) и перевозящее пассажиров, участвующих в групповой туристической программе и размещённых на судне, с целью кратковременных туристических посещений согласно расписанию одного или нескольких портов.
Супер-яхты
Это суда в размере примерно от 30 метров, производственный баланс которых от серийности переходит в область большей кастомизации. Такие яхты строятся непосредственно под запросы клиента, и чем больше размер и длина яхты, тем уникальнее становятся все ее параметры и характеристики – начиная от индивидуальной разработки самого корпуса, и заканчивая авторским дизайном экстерьера и интерьера.
Многокорпусное судно
Сила поддержания этого судна обеспечивается не менее чем 2 водоизмещающими телами, соединенными специальной конструкцией в надводной или (и) подводной части. Может состоять из корпусов обычных обводов (катамаран, тримаран судно с аутригером) или быть полупогруженным судном.
Парусные суда
Судно, которое использует парус и силу ветра для движения.
Так же яхты делятся по принципу движения.
Водоизмещающие корпуса
Держатся на поверхности воды в результате уравновешивания двух сил: веса судна и архимедовой силы. Максимальная скорость таких типов судов зависит от их длины по ватерлинии (чем длиннее судно, тем оно быстроходнее), и с определенного момента дальнейшее увеличение мощности становится не эффективным. для передвижения водоизмещающего корпуса, в отличие от глиссирующего, требуется меньше энергетических затрат. Это позволяет осуществлять длинные переходы и увеличивает грузоподъемность судов такого типа.
Глиссирующие корпуса
Поднимаются выталкивающей силой воды посредством комбинации формы корпуса и высокой мощности двигателя. На определенной скорости, в силу формы корпуса, судно максимально выносится на поверхность воды, таким образом уменьшая собственное сопротивление. Преимущество глиссирующего судна – в сокращении времени переходов за счет большей скорости. Однако нужно учитывать значительные затраты на топливо для более мощных двигателей.
Формы корпусов моторных судов
Помимо габаритов, мощности двигателя, парусного вооружения и уровня комфорта, одним из наиболее важных параметров, на которые мы обращаем внимание при выборе катера или яхты, является способность судна безопасно эксплуатироваться в определенном районе: море, реке, озере или океане.
Для классификации маломерных судов можем поделить их на 4 категории. Относимость судна к одной из категорий говорит о типе его конструкции и районах плавания, в которых оно, в силу своих технических характеристик, мореходных качеств и уровня безопасности, может ходить.
Океанские суда
Катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может превысить 8 баллов (≥ 17,2 м/с), а высота волн составит более 4 метров.
Морские суда
Катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не превысит 8 баллов (≤ 17,2 м/с), а высота волн составит не более 4 метров.
Прибрежные суда
Катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, где сила ветра не превысит 6 баллов (≤ 10,8 м/с), а высота волн не достигнет 2 метров.
Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод
Лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.
Типы парусных яхт различаются вариантами их парусного вооружения: числом мачт и парусов, способом их размещения.
Кэт
Яхта, вооруженная по этому типу, несет только один парус, грот, поднимаемый на единственной, смещенной к носу яхты мачте. Почти все швертботы-одиночки имеют вооружение кэт.
Шлюп
Вооруженная по этому типу яхта несет грот и стаксель. Как правило, стаксель, поднимаемый на шлюпе, выбирают из штатного комплекта: от малых размера «штормового» стакселя до сравнимого по площади с основным парусом – «генуэзским» стакселем, коротко говоря, генуей.
Тендер
Вооруженная таким образом яхта несет три паруса: грот и два передних паруса, стаксель и кливер.
Кеч
Яхта с вооружением типа кеч имеет две мачты: грот и бизань. Меньшую мачту, бизань, при выборе такого варианта вооружения устанавливают на корме – в пределах конструктивной ватерлинии. Основные паруса кеча носят названия грот и бизань, количество передних парусов может быть различным для различных проектов.
Иол
Яхта, вооруженная иолом, как и кеч, имеет две мачты: грот и бизань. В этом случае, однако, бизань оказывается совсем маленькой. По этой причине такие яхты называют «полуторамачтовиками», иногда «трайберами».
Шхуна
Классический вариант яхты. Вооруженная по типу шхуны яхта, как правило, имеет две мачты: перед грот-мачтой, устанавливают более короткую фок-мачту. Современные яхты-шхуны могут иметь мачты и равно высоты. В качестве передних парусов шхуны используют стаксель и кливер.
Материалы для изготовления корпусов
Дерево
До недавнего времени дерево оставалось едва ли не единственным материалом, используемым при изготовлении корпусов. «классический» судостроительный материал, оно отличается достаточной прочностью, долго сохраняет свои лучшие свойства, легко поддается обработке. Существенно, что удельный вес дерева меньше удельного веса воды – изготовленные из него предметы уже сами по себе обладают положительной плавучестью. Следует отметить, что дерево обладает прекрасными теплоизолирующими характеристиками.

Вместе с тем, нельзя не отметить и того, что дерево отличается рядом явно отрицательных свойств. Оно охотно впитывает влагу и почти так же охотно отдает её. В условиях переменной влажности окружающей среды корпус «рассыхается», и это оборачивается его высокой водоточностью. Плохо и то, что дерево, не прошедшее специальной обработки, легко поддается гниению.

В силу последних причин, в частности, современные суда из цельного дерева практически уже не строят. Клееные конструкции становятся все более характерными элементами корпусов: это касается и собственно корпусов, и оборудования внутренних помещений. Альтернативу дереву выступает и особых сортов фанера («стойкая к кипячению»).
Сталь
Сталь почти в десятки раз тяжелее даже таких плотных сортов дерева, как и тик или дуб. Однако, в связи с тем, что прочностные характеристики стали еще более превосходят соответствующие свойства дерева, стальная обшивка, в конечном счете, оказывается более тонкой и легкой. Разумеется, сказанное не относится к корпусам малого размера. В силу причин технической природы, возможный выигрыш по весу удается реализовать лишь пи строительстве стальных судов достаточно большего размера. Наконец, стальной корпус абсолютно неводоточен – никакие колебания влажности не могут изменить это фундаментальное свойство. Отмечая отрицательные свойства стали как строительного материала, следует указать на крайне низкие ее теплоизолирующие характеристики. Естественно, такое положение дел означает холод в каюте. Что хуже того, плохие изоляционные свойства стальной обшивки оборачиваются «отпотеванием», образованием конденсата на внутренней поверхности корпуса, промозглой сыростью в каютах. Того и другого удается избежать, если при постройке судна применено специальное изолирующее внутреннее покрытие. Еще плохо, что сталь подвержена коррозии, гальванической коррозии, в частности.
Алюминий
Чем он особенно хорош, в сравнении со сталью, алюминий заметно более легок. При создании корпусных конструкций собственно алюминий, недопустимо мягкий и химически нестойкий материал, не применяют. На практике используют легированные магнием алюминиевые сплавы. Алюминиевые корпуса чаще всего придают судам облегченной категории. Сам материал и технология его использования отнюдь не дешевы.
Стеклопластик
Под стеклопластиком понимают материал, изготовленный из синтетической смолы, армированной стеклянными волокнами. Вполне можно сказать, что стеклопластик – это основной строительный материал современного корпусостроения. Применяются следующие виды смол: ненасыщенная полиэфирная смола; винилэфирная смола; эпоксидная смола. В сочетании со стеклянными или иного рода армирующими волокнами, они позволяют создавать великолепный яхтостроительный материал: ламинат, слоистый пластик.

Из перечисленных смол, эпоксидная смола обладает лучшими прочностными свойствами. К сожалению, это дорогой материал, к тому же достаточно сложны технологические процессы, сопровождающие ее применение. По этим причинам в строительстве используют преимущественно полиэфирные смолы.

Что касается армирующего материала, используются три вида стекломатериалов: маты; жгутовые ткани; стеклоткани полотняного и сатинового переплетения. Большая часть корпусов, строящихся на европейских верфях, армированы стекломатами. Армированные стеклотканями корпуса отличаются особой легкостью, прочностью, жесткостью. Их строительство, однако, обходится существенно дороже. Такой материал используют или при строительстве гоночных корпусов, или локально – для усиления особо нагруженных узлов корпуса.

Широко используемые при создании стеклопластиков, стекломаты состоят из рубленных, хаотичного расположения стеклянных волокон, склеенных между собой растворимым в стироле связующим. Чем большей в конечной композиции оказывается доля стекловолокон, тем прочнее стеклопластик.

В свою очередь, жгутовая стеклоткань представляет собой ткань, сплетенную из жгутов стекловолокон. Использование жгутов обеспечивает относительное уменьшение содержания смолы, что ведет к увеличению прочности создаваемого на этой основе стеклопластика, и далее – прочности корпуса. Жгутовые ткани поставляют для однонаправленной и не однонаправленной нагрузки. Используя их, делают так, чтобы прочные волокна располагались по направлению действия наиболее значительных напряжений, развивающихся в корпусе, палубе.

Находят применение препреги – маты, предварительно пропитанные смолой с отвердителем. Содержание смолы при их использовании может достигать низких величин, его относительно легко регулировать. Для переработки препрегов, однако, требуется высокая температура и достаточно высокое давление.
Углепластик
В сравнении со стеклопластиками этот материал отличается более высокой общей и усталостной прочностью. Контактная прочность у него, между тем, не высокая, поэтому, применяя угольные волокна, их нередко комбинируют со стекловолокном и кевларовыми волокнами, обладающими высокой контактной прочностью.

Угольные волокна поставляют в виде однонаправленных пучков волокон – ровингов, или в виде тканей, которые проклеиваются эпоксидными смолами.

Преимущественно углепластики используют для изготовления рулей, мачт, спинаре-гиков. Применению этого материала в корпусостроении препятствуют специфические трудности технологического порядка, стоимость конечного продукта оказывается чрезмерно большой.
Кевлар
Используется также понятие арамидные волокна. Из всех известных материалов рассматриваемой группы кевлар обладает наибольшей удельной прочностью. При его использовании в композиции с эпоксидным связующим получают исключительно прочный, ударопрочный и к тому же легкий пластик. Его используют для подкрепления высоконагруженных узлов корпуса.

Кевлар применяют для создания корпусов облегченных (гоночных), в большинстве случаев в комбинации с углепластиками и стеклопластиками. Гибридные ткани представляют собой комбинацию, составленную из различных типов волокон: в основу двух, например, угольных и араминдых. Создавая комбинацию, пытаются оптимизировать положительные качества, свойственные каждому из составляющих материалов в отдельности.

Как пример, хороших результатов достигают, ориентируясь на высокую жесткость и высокую прочность на сжатие угольных волокон с ударной прочностью арамидных волокон.

Парусное вооружение
Все известные на сегодня типы парусов можно разделить на две большие группы: прямые паруса (закрепляемые на реях, характерное их положение – поперек диаметральной плоскости) и косые паруса (как правило, передняя шкаторина такого паруса растянута вдоль мачты, характерное положение – близко к диаметральной плоскости судна).
Прямые паруса
Четырехугольной формы прямой парус поддерживается горизонтального расположения рангоутным «деревом», реем, своей серединой прикрепленным к мачте или стеньге. Управление таким парусом сводится к развороту рея в горизонтальной плоскости (брасами) и растягиванию в нужном направлении нижних углов паруса (шкотами и галсами). В настоящее время прямые паруса можно увидеть, разве что, наблюдая за маневрами участников встреч Международного союза учебно-парусных судов, потомков и современных версий гигантов морей прошлого – «винджаммеров» («выжимателей ветра»).
Косые паруса
В отличие от прямых парусов – один похож на другой, треугольные или четырехугольные косые паруса демонстрируют замечательное разнообразие.

Некогда популярный латинский парус, отличающийся треугольной формой, верхней своей шкаториной крепится к длинному гибкому наклонному рею, вершина которого поднимается много выше топа короткой мачты. Четырехугольный люгерный парус также крепят к наклонному рею, более короткому и жесткому. Передняя треть рея выступает впереди мачты, задние его две трети очень похожи на гафель, определяющий элемент гафельного вооружения.

Четырехугольный гафельный парус своей верхней шкаториной пришнуровывается к гафелю (гафель упирается «усами» в мачту, демонстрируя способность поворачиваться вокруг нее). Передняя шкаторина гафельного вооружения пришнурована к мачте, нижняя – к гику. На гафельный очень похож шпринтовый парус. Он обходится, однако, без гафеля, роль которого здесь исполняет шпринтов – реек, по главной диагонали распирающий шпринтовый парус, поддерживая его верхний угол.

По своей популярности все перечисленное, в наши дни, перекрывает бермудский парус: треугольной формы полотнище, передняя шкаторина которого растянута по мачте, нижняя – по гику. Популярность бермудского паруса объясняется его аэродинамическим совершенством: правильно настроенный бермудский парус далее прочих парусов продвигается в аэродинамическому идеалу- самолетному крылу.

Особое место в ряду других парусов всегда занимали и занимают стаксели, поднимаемые не на мачте, но на штаге. Известные варианты стакселей: собственно стаксель, кливер, генуя.

Главные и дополнительные паруса
Под главными (рабочими) парусами яхты понимают основные паруса, определяющие тип вооружения. Для шлюпа это грот и стаксель, для тендера – грот, стаксель и кливер. Для кеча и иола основными парусами будут грот, бизань и стаксель. Помимо названных применяют еще дополнительные «легкие» и «тяжелые» паруса.
Генуэзский стаксель (генуя)
В сущности, это большого размера стаксель, изготовленный из легкой ткани. Шкотовый угол генуи при рабочем положении паруса заходит далеко за мачту и ванты. На большинстве швертботов генуя выступает стандартным парусом.
Спинакер
Огромных размеров, симметричный, «сферической» формы со свободной нижней шкаториной, изготовленный из легчайшей ткани, спинакер используется при движении яхты полными курсами. В разговорном языке, нередко и в печати, его обозначают как «спинч» или просто «спи». Различают легкий, универсальный и штормовой спинакеры. Площадь штормового составляет 80% от площади нормального спинакера, его шьют из относительно тяжелой ткани. Для швертбота и яхты спинакер – самый важный дополнительный парус.
Блистер
Блистером называют несимметрично скроенный, уменьшенного размера и сравнительно плоский спинакер. Используемый без применения спинакер гика, блистер по своим геометрическим и аэродинамическим характеристикам приближается к «пузатой» генуе. Ввиду простоты работы с таким парусом, на крейсерских яхтах предпочитают иметь именно блистер, а не спинакер.
Генакер
Термин «генакер» возник как сочетание двух других, более популярных терминов: «генуя» и «спинакер». Ассиметричного профиля, напоминающий блистер, такой парус своим галсовым углом выносится за форштевень. Чтобы обеспечить такую возможность, применят элемент рангоута, генакер-гик, напоминающий бушприт. Его выдвигают из водонепроницаемой трубы, размещенной внутри корпуса яхты. Иногда его выдвигают из гнезда, укрепленного на палубе яхты. Круизные лодки почти всегда используют генакера из-за более широкого диапазона применения и удобства управления.
Трисель
Подобно тому, как штормовой стаксель ставят вместо нормального стакселя, трисель, треугольной формы маленький парус, ставят при штормовом усилении ветра вместо грота.

Как и грот, трисель растягивают между мачтой и гиком. В Отличие от грота трисель имеет свободную нижнюю шкаторину: связь с гиком имеет лишь его шкотовый угол.
Есть вопросы?
Задайте куратору.
Telegram WhatsApp Messenger Mail
Морская практика IYT
Мастер швартовки
Нештатные ситуации
Made on
Tilda